Зимние шины, липучка или шипы, что выбрать?
Извечный вопрос - какие зимние шины лучше шипованные или нет?
Раньше во времена СССР у нас небыло как таковых зимних или летних шин. Были шины универсальные или как сегодня принято говорить всесезонные. С развитием автомобилестроения и технологий шинопроизводства всесезонные шины разделились на летние и зимние а зимние в свою очередь на шипованные и фрикционные или в простонародье "липучки". С момента появления последних в мире автомобилистов не утихают споры какие же из зимних шин лучше. Что же, давайте разбираться!
А нужны ли вообще зимние шины?
На заводе на новые автомобили ставят летние, а на некоторые модели — «всесезонные» шины. На всесезонных шинах по прежнему также допустимо ездить, но если безопасность для вас имеет принципиальное значение, то стоит озаботиться покупкой комплекта шин, предназначенных именно для эксплуатации в зимнее время, которые обладают особыми характеристиками перед всесезонными и уж тем более перед летними покрышками:
- Мягкий состав зимних шин эффективно работает при минусовых температурах;
- Их протектор состоит из множества блоков и канавок для самоочищения;
- У блоков много мелких прорезей (ламелей) для лучшего сцепления со льдом и снегом.
Выбор зимних покрышек зависит от множества нюансов, и дать универсальный совет для всех всё таки не получится. Хотя бы потому, что в нашей стране множество климатических поясов: в одном регионе температура не опускается ниже -10°C, а в другом может продолжительное время стоять -30°C или даже ниже.
При всём при этом, «всесезонку» не стоит совсем сбрасывать со счетов. Например, в Сочи средняя температура января — около 8°C, то есть вполне подходящая для этого типа шин. Если, конечно, не ездить на машине в горы, где снег и мороз — обычное дело. Но для всей остальной территории России именно зимние шины крайне желательны. Далее встаёт вопрос: шипованная или нешипованная резина будет правильным выбором?
Чем отличается шипованная резина от "липучки"?
Оба типа зимних покрышек очень востребованы в странах с холодным климатом, причём фрикционные получили большее распространенте. Это, в числе прочего, связано с ограничениями в некоторых странах на использование шипов, которые могут портить дороги. В России таких ограничений нет, поэтому у нас продаются и те, и другие. Так чем же отличается шипованная резина от липучки и что лучше — шипы или липучки — на зиму?
Главное отличие в качестве сцепления с дорогой. У шипованных покрышек за сцепление отвечает не только протектор, но и многочисленные металлические штифты - шипы, рассредоточенные по всей поверхности. Шипы буквально вгрызаются в снег и лёд, обеспечивая колесу уверенное сцепление с дорогой. Современные шипы состоят из корпуса и сердечника (сердцевины), но снаружи видно лишь их небольшие фрагменты - головки. Корпус шипа и сердечник делаются из принципиально разных металлов. Корпус, как правило из алюминиевого сплава. Сердечник же из твёрдой стали.
Хороший шип должен одновременно и надёжно держаться в покрышке и обеспечивать уверенный контакт с дорогой, чтобы автомобиль был стабилен в поворотах, а также на разгонах и торможениях. Ключевое отличие шипованной зимней резины от липучки заключается в том, что у фрикционных шин нет шипов, а хороший контакт с поверхностью необходимо обеспечивать рисунком протектора. У фрикционных покрышек он весьма агрессивный с многочисленными мелкими прорезями, которые называются ламелями. Кроме того, для липучек используют особую по составу резину, которая позволяет сохранять шине мягкость даже в самый сильный мороз, а это обеспечивает заложенную конструкторами покрышек деформацию резины в разных режимах движения. Для чего нужны зимней резине ламели? При соприкосновении с дорогой они слегка как бы раскрываются, частично впитывают в себя воду из пятна контакта, а кромками цепляются за скользкую поверхность. Таким образом покрышка словно прилипает к ней, отсюда такие шины и прозвали липучками.
Какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка?
Ответ на этот вопрос условно можно разделить на части.
Ресурс покрышки
Он во многом зависит от состава резины. Чем она твёрже, тем хуже сцепление со льдом или снегом, но выше срок службы — и наоборот. Правда в сильные холода сдаются и твердеют даже зимние покрышки, в первую очередь «европейские». Однако в тёплую погоду преимущества в сцеплении с дорогой у более мягкой липучки перед «всесезонкой» почти нет.
Однозначно утверждать, что лучше, шипы или липучка, сложно, потому что ресурс двух видов покрышек определяется разными факторами. Фрикционные покрышки работают до тех пор, пока глубина протектора находится в допустимых пределах, а кромки ламелей сохраняют остроту. Конечно, резина может ещё и постареть, если хранится на складе несколько лет или прошла летний сезон, но не будем брать это в расчёт — эти факторы так же вредны и покрышкам с шипами. А вот шипованным шинам важна не только глубина протектора, но и разумеется состояние самих шипов. Хотя производители используют некоторые решения, чтобы на асфальте шипы как бы «прятались» в толщу протектора, не изнашивались и не вылетали, но совсем избежать этого не удаётся. К сожалению шипы рано или поздно всё равно покидают своё "место жительства". А плохо закреплённый в протекторе шип не помогает колесу в сцеплении с дорогой. А когда болтающихся шипов становится много, шина конечно же сразу теряет свои технические характеристики.
Поведение на асфальте
А что например лучше в городе, шипы или липучка? Ответ на этот вопрос даёт поведение зимних шин на асфальте — мокром и сухом. В крупных городах дороги обычно чистят, поэтому большую часть зимы автомобиль может проездить по твёрдому и относительно чистому покрытию. И есть мнение, что на чистых от снега дорогах шипы быстро изнашиваются, — так есть ли смысл брать шиповки? На самом деле износ шипов зависит от двух факторов: технологии их заделки и что немаловажно, стиля вождения. Конечно, регулярный дрифт, резкие старты со светофора или торможение юзом на автомобилях без ABS по асфальту быстро уничтожат даже самые технологичные шипы. Но если ездить на современных покрышках аккуратно и спокойно, шиповка будет держаться долго. Также сами шипы могут изнашиваться отчасти и из-за агрессивных дорожных реагентов. Можно ли ездить на липучке зимой по асфальту и по льду? Да, можно! А вот лучше ли она в этих условиях шипованных шин? Вот здесь однозначного ответа нет. По результатам тестов, фрикционные шины ведут себя на асфальте лучше. Управляемость автомобиля в большинстве случаев будет чётче а тормозной путь короче.
Поведение на снегу и льду
На асфальте дорожная ситуация более-менее прогнозируема. Но когда под колёсами внезапно образуется снег или лёд, понять, как среагирует машина на поворот руля или торможение, не всегда просто. Поэтому для зимних шин принципиально именно прогнозируемое поведение на таких покрытиях. Что лучше в гололёд — шипы или липучка? Особенности езды на липучке зимой зависят от температуры воздуха, равно как и на шипованной резине. Если лёд мягкий (такое обычно случается при околонулевых температурах), он буквально крошится и не очень надёжно удерживает в себе шип. Но когда лёд слишком твёрдый (при температурах -20°C и ниже), шипам тоже сложно за него цепляться. И тогда они ведут себя как на асфальте: вес автомобиля заставляет их «прятаться» в толщу протектора. Поэтому шипованные шины показывают себя с наилучшей стороны на льду в диапазоне температур от -5 до -20°C. А что фрикционки? Когда на дорогах снежная каша (смесь льда с водой), они лучше отводят её из пятна контакта. И в сильный мороз ламелям проще цепляться за лёд, потому что им вовсе не обязательно в него впиваться. Кроме того, они мягче, чем резина шипованной шины, поэтому и «дубеют» при более низких температурах. Применять такие же составы на шиповках нельзя: будут выпадать сами шипы. Таким образом на укатанном снегу и на льду при температурах выше -5°C и ниже -20°C лучше себя показыватют фрикционные шины. В диапазоне от -5 до -20°C - шипованная резина.
Комфорт
По этому параметру липучка однозначно превосходит шипованную шину. Главной причиной тому шум, который порождают шипы, ударяясь от дорожное покрытие. Сегодня производители делают всё, чтобы избавить свои шины (как липучки, так и шипованные) от большинства недостатков.
На что ещё обратить внимание при выборе типа замних покрышек?
Решив, какого типа шины предпочтительнее, вам остаётся выбрать конкретную модель шин. При этом стоит обратить внимание на несколько деталей:
- Размерность. Здесь в принципе все те же правила как и при выборе летних покрышек. На любой автомобиль, производитель даёт допустимый диапазон размерностей, которые можно применять на каждом конкретно м автомобиле. Именно эти данные и нужно применять при выборе размеров покрышек.
- Производитель. Лучше отдавать предпочтение покрышкам известных брендов, которые не первый год присутствуют на рынке, — их продукция по понятным причинам дороже аналогичных по размерности и типу шин от менее известных марок, но зато с большей долей вероятности не преподнесёт неприятных сюрпризов при их эксплуатации.
- Результаты тестов. Как бы скептически вы ни относились к публикациям в интернете, изучить шинные тесты всё-таки стоит.
Давайте коротко подытожим сказанное в плючах и минусах.
Резина липучка — плюсы и минусы
Плюсы:
- Фрикционные модели тише шипованных, особенно на скорости;
- Они относительно универсальны: хорошо ведут себя на асфальте, в слякоть, на рыхлом снегу.
Минусы:
- При езде в межсезонье быстро изнашиваются;
- На льду и укатанном снегу обычно уступают по характеристикам шипованным шинам.
Шипованная резина — плюсы и минусы
Плюсы:
- Стабильнее ведут себя на льду и укатанном снегу при типовых для средней полосы России зимних температурах;
- Страхуют от внезапных сюрпризов, вроде гололёда.
Минусы:
- Более шумные по сравнению с липучкой;
- Со временем шипы могут износиться, сломаться, вылететь — тогда шина будет работать не так эффективно;
- Запрещены во многих странах Европы;
- Шипы менее эффективны на льду при сильных морозах.