Сальник - что это такое?
Что такое сальник и при чём тут вообще сало?
Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике... Так, стоп, сейчас о другом! Короче, когда-то давно сальники полностью оправдывали своё название, потому что представляли собой, так сказать "от души", пропитанную свиным салом фетровый или войлочный материал. Такой жирный материал использовали для уплотнения штоков, валов и других подвижных деталей. Но свиное сало, с развитием технологий, кануло в лету. Сейчас для этих целей применяют изделия, выполненные из резины или полимерных соединений. В итоге материал поменялся а название осталось. Сегодня, как и раньше, сальники двигателя, коробки передач или колёсных ступиц — казалось бы простые на первый взгляд, но очень важные детали автомобиля. В этой статье мы расскажем об устройстве сальникаы и что делать, если сальник вышел из строя.
Итак, что такое сальники и для чего они предназначены в автомобиле?
В любом автомобиле или мотоцикле есть множество агрегатов, из корпусов которых выходят валы или штоки, такие как КПП, редукторы или иные узлы двигателя. Как правило, внутри этих механизмов находятся масло или пластичная смазка, которые могут проникать наружу через отверстия для подвижных элементов. Так вот сальники как раз и нужны для того, чтобы выполнять роль своеобразного барьера. Это барьер выполняет несколько функций:
- предотвращает потери масла, смазки или охлаждающей жидкости из корпуса механизма;
- защищает рабочие жидкости и смазки от загрязнения извне;
- защищает внутренние части механизма от попадания туда воды, пыли и грязи.
Типы и устройство сальников
Как выглядит и устроен сальник? Он представляет собой, выполненное из резины или эластичных полимерных материалов кольцо с П-образного профиля. Профиль любого сальника состоит из трёх поверхностей:
- Внутренняя — она же самая главная. Представляет собой рабочие кромки, которые плотно соприкасаются с поверхностью подвижных деталей, обеспечивая герметичность. Таких кромок может быть одна или несколько.
- Наружная. При помощи неё сальник контактирует с местом посадки в корпусе агрегата, герметизируя узел в этом месте. Наружная поверхность сальника может быть как гладкой, так и рифлёной.
- Торцевая — боковая часть сальника, которая непосредственно не является его герметизирующим элементом, но часто помогает сальнику надёжнее сидеть в механизме за счёт прижимающих её колец, скоб или иных удерживающих элементов.
В целом, принцип работы сальника довольно прост. Сальники также могут быть разными по конструкции и их два вида: бескаркасные и с армирующим каркасом. Бескаркасные сальники (неармированные сальники) конструктивно проще и представляют собой эластичное кольцо из резины или полимера, на внутренней поверхности которого имеются рабочие кромки. Внутри располагается кольцо из пружины, которая обеспечивает плотный прижим кромок сальника к поверхности. Каркасные сальники по устройству чуть сложнее: для повышения прочности и жёсткости они армированы, то есть усилены внешним металлическим корпусом. При этом наружная поверхность каркасного сальника может быть выполнена как из металла, так и частично или полностью покрыта резиной. Подобные сальники чаще используются в более нагруженных агрегатах, таких как двигатель или коробка передач.
Как выбрать сальник на замену?
Как уже говорилось ранее, сальник — это простая, но в тоже время весьма ответственная запчасть. Самый надёжный способ не ошибиться с его выбором — купить новый сальник с тем же каталожным номером, что и предыдущий. А если по какой-то причине приходится выбирать аналог, необходимо учесть несколько моментов:
- Заменитель должен иметь те же размеры, что и оригинальный сальник.
- Новый автомобильный сальник должен быть предназначен для работы в той же среде, что и вышедший из строя. Нельзя ставить сальник в двигатель если он для двигателя не предназначен.
- Аналог должен быть рассчитан на работу при тех же температурах, что и оригинал.
Сальник, требующий замены - как это понять?
Понять, что сальник вышел из строя, просто: он перестаёт выполнять свои уплотнительные свойства в следствие чего в районе установки сальника вы сможете без труда увидеть мокрые пятна. Откладывать ремонт, то есть замену сальника, не желательно. Да, если сальник лишь немного "мокрит", то какое-то время можно поездить и так, но в любом случае планировать ремонт уже стоит. В случае если течь такая, что видны отчётливо капельки, то это повод как можно быстрее обратиться к мастеру для выполнения соответствующего ремонта.